Школа ТРИЗ

Понедельник, 29.04.2024, 20:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Что такое ТРИЗ. | Регистрация | Вход

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – это историческое название науки, созданной около 50 лет назад российским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926 – 1998) и его научной школой, и развитой его учениками и последователями.
ТРИЗ создавалась первоначально в целях повышения эффективности решения изобретательских задач в технике. Необходимость этого уже давно осознавалась во всем мире очень остро, так как от развития техники зависит решение очень многих жизненно важных проблем человечества. Однако вскоре после создания ТРИЗ выяснился универсальный характер этой науки. Оказалось, что ее можно успешно применять в бизнесе, менеджменте, рекламе, в избирательных кампаниях, в искусстве, в педагогике и других областях.
До ТРИЗ были созданы такие методы повышения эффективности изобретательского мышления, как «мозговой штурм», метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика и др.
ТРИЗ существенно превзошла все перечисленные методы в эффективности, что сейчас признано во всем мире. Русское слово ТРИЗ за границей пишется и произносится без перевода (TRIZ). Эта наука эффективна потому, что не просто усиливает способности человека к комбинаторному мышлению (как другие методы), а использует при решении каждой новой изобретательской (и вообще проблемной) задачи опыт, накопленный человечеством при решении прежних изобретательских и проблемных задач.
Важно понимать, что проблемная задача, или проблема, отличается от других задач тем, что неизвестен конкретный способ ее решения. Изобретательская задача – это частный случай проблемной задачи, когда она относится к такой области деятельности, что результат ее решения можно, по закону, запатентовать (например, к технике). В школьных задачниках специально подобраны такие задачи, которые не являются проблемными, так как для их решения нужно применить то правило, которое ученики сейчас изучают. Хотя для неуспевающих учеников и такие задачи могут оказаться проблемными, так как они не выучили соответствующее правило. В этих случаях говорят, что задача – локально проблемная, т.е. путь ее решения неизвестен конкретному человеку, но известен человечеству. Наука ТРИЗ создавалась в первую очередь для решения глобально проблемных задач, т.е. таких, путь решения которых неизвестен никому.
Коротко основные положения ТРИЗ можно выразить следующим образом:
1. Всякое решение проблемной задачи есть развитие некоторой системы. (Например, изобретение прививок развило систему «медицина», изобретение автомобиля развило систему «транспорт», изобретение радио развило системы «связь» и «средства массовой информации», и др.).
2. Развитие, согласно философскому учению диалектике (созданному великим древнегреческим философом Аристотелем и развитому великим немецким философом Г.В.-Ф. Гегелем), идет путем преодоления (разрешения) противоречий.
3. Следовательно, если есть проблемная задача, нужно отыскать в ней противоречие и преодолеть его.
Диалектика Аристотеля и Гегеля – это великое учение, открывшее человечеству глаза на многие процессы в нашем мире, сделавшее человечество интеллектуально и нравственно сильнее. Однако в ней не содержатся конкретные способы преодоления противоречий. Такие способы были разработаны Г.С. Альтшуллером на основе изучения большого количества изобретений по патентным фондам, хранящимся в библиотеках. История человеческих идей хорошо классифицирована только в тех областях деятельности, где эти идеи, по закону, могут быть запатентованы. Именно поэтому ТРИЗ могла начаться только с техники. Но, как уже сказано выше, быстро выяснилась эффективность ТРИЗ и в других областях.
Именно потому, что ТРИЗ – это, по существу, продолжение и развитие диалектики, появилось современное название «прикладная диалектика». В отличие от исторического названия, отражающего ее функциональное назначение, новое название отражает ее сущность.
Может возникнуть вопрос: как можно было сформулировать методы ТРИЗ на основе изучения человеческих идей, созданных без ТРИЗ?
 
Ответ: в течение многих тысячелетий люди находили новые идеи по решению проблемных задач методом проб и ошибок, по интуиции. Тогда одна плодотворная идея приходилась на сто, а то и на тысячу неправильных идей. Но при анализе истории человеческой мысли Г.С. Альтшуллер установил, что из всех идей, создаваемых людьми, плодотворными оказывались именно те, где преодолевались противоречия. Оказалось также, что пути преодоления этих противоречий, пусть и стихийно, случайно, по интуиции найденные, у разных изобретателей часто повторялись. Именно эти повторяющиеся пути преодоления противоречий и вошли в состав ТРИЗ. Если эти пути не искать снова стихийно, а применять сознательно, то это многократно повысит эффективность решения проблемных задач.
Еще один иногда возникающий вопрос: как можно применять в гуманитарных областях результаты технической науки ТРИЗ?
Ответ: ТРИЗ – вовсе не техническая наука. Впечатление о том, что ТРИЗ – техническая наука, могло сложиться потому, что ТРИЗ вначале стала применяться в технике. Но там, в технике, она оказалась эффективной именно потому, что принесла методы из самой гуманитарной области – философии. Сейчас ТРИЗ, как философская наука, возвращается «на круги своя» - в гуманитарные области, в том числе в такую гуманитарную область, как педагогика.
Бывает и такое утверждение: «ТРИЗ лишает меня свободы творческого вдохновения, поэтому я не буду ее применять».
Ответов здесь может быть два:
1-й: У человечества много крайне острых проблем. И если какой-либо изобретатель или исследователь отказывается от применения ТРИЗ, оттягивая тем самым их решение, ради «свободы творческого вдохновения», то такое «творческое вдохновение» очень дорого обходится человечеству.
2-й и главный: ТРИЗ вовсе не лишает свободы творчества. Она, по выражению многих ТРИЗовцев, «лишает свободы делать ошибки». А среди множества правильных решений (ведь у проблемной задачи не бывает единственного решения) остается полная свобода творческого выбора. И эта свобода правильного выбора – и есть подлинная свобода. Многократные наблюдения людей разных возрастов, занимающихся творчеством с применением ТРИЗ, показывают, что у них наступает настоящее творческое вдохновение. Более того, зафиксированы случаи, когда занятия ТРИЗ помогали больным людям выйти из состояния депрессии и восстановить здоровье. ТРИЗ имеет важное оздоравливающее, валеологическое значение.
Таким образом, ТРИЗ – это концентрат истории созидающей человеческой мысли, это жизненная наука, это сама жизнь в ее самом гуманистическом, творческом, выражении.

Меню сайта

Поиск

Вход

Логин:
Пароль:

Статистика

Полезные ссылки